2. Патриархальный мир

Патриархальный мир не ограничивается кругом семейных отношений, тем более если семья понимается в узком смысле этого слова, принятом в современном обществе, то есть как сфера жизни, далекая от политики. Взаимоотношения людей, организованные по принципу патриархального мира, характерны для ситуаций, когда люди в поисках справедливости ссылаются на личные отношения. В этом мире величие человека зависит от положения, которое он занимает в иерархии, основанной на личной зависимости. Вел� �кие люди, чтобы подчеркнуть свою значимость, должны всегда являться лично и постоянно находиться в присутствии других людей. Этим объясняется повышенное внимание, которое уделяется в патриархальном мире внешнему виду, манере одеваться и держать себя.

Диспозитивы патриархального мира слабо оснащены инструментами действия на расстоянии (такие средства, напротив, широко развиты в гражданском мире, где значение придается объективным правилам, не зависящим от людей, и механизмам представительства). Объекты патриархального мира обладают величием не сами по себ�! �, как это свойственно объектам в научно-техническом мире, а в той степени, в какой они способствуют установлению иерархических отношений между людьми (например, предметы, используемые в светских церемониях) и позволяют подчеркнуть величие людей, облегчая тем самым их идентификацию при встрече.

Именно поэтому большое значение придается различным знакам величия, таким как, например, титул, фамильный герб, одежда, внешний вид, позволяющим уменьшить неопределенность личных встреч и облегчить узнаваемость людей. Это хорошо видно н а примере пожизненных титулов и, в частности, наследственных титулов.

В патриархальном мире порядок и согласие между людьми устанавливаются через обращение к роду, традиции и иерархии. Поскольку наибольшим величием обладает тот, кто является первоначалом, то отношения личной зависимости в патриархальном мире можно рассматривать как в терминах рода (связи поколений), так и в терминах иерархической связи. Великие люди являются также великими в силу того, что они следуют традиции.

В отношениях с близкими величие человека п роявляется во внимательности, на! прим�! �р, к супруге или супругу, в предупредительности, тактичности. В отношениях с людьми посторонними величие проявляется в приветливости: «Как правило, репутация дома зависит именно от посетителей. Поэтому с ними всегда нужно быть приветливыми, вне зависимости от их важности». В отношении к вышестоящим лицам люди,
достойные уважения, почтительны, что «не подразумевает, однако, угодничества, оппортунизма или лести». Они чистосердечны и выражают «свою точку зрения» «откровенно». Однако они «не возражают и не перечат постоянно» вышестоя щему лицу, а стремятся, напротив, поддерживать с ним доверительные отношения.


Люди, достойные уважения, «избегают фамильярности по отношению к вышестоящему лицу (особенно в присутствии третьих лиц), даже если они знакомы с ним лично; сдержанность требуется и в отношениях с начальником, являющимся родственником». Вышестоящие лица внушают доверие другим людям: они хорошо информированы и осведомлены. В патриархальном мире, где величие человека определяется личной преданностью вышестоящему лицу и принадлежностью к замкнутой с реде дома, степень конфиденциаль! ност�! � предметов (например, письма) зависит от степени их отношения к великим людям. Сдержанность проявляется в таком случае в умении человека «отказываться слушать сплетни и тем более их распространять». Вышестоящее лицо несет ответственность за простых людей и должно дать им возможность, в зависимости от их положения в иерархии отношений, разделить с ним его величие. Если вышестоящее лицо относится ко всем доброжелательно и любезно, то «все будут ему за это благодарны». Настоящее величие заключается в простоте (умении вести себя «просто »), деликатности, утонченности манер и чувств, предупредительности: «Нет ничего более отвратительного, чем поведение начальника, старающегося выделиться на фоне других и относящегося пренебрежительно к своим подчиненным только по той причине, что он является главным. Хорошее воспитание является залогом хороших отношений.

Люди, обладающие величием в патриархальном мире, ведут себя естественно, поскольку ими движут привычки. Привычки укоренены в теле человека и обеспечивают стабильность его поведения, не требуя от него подчин� �ния инструкциям, в отличие, напр�! �мер, ! от рутинных действий в научно-техническом мире. «Нужно» прививать «ребенку» хорошие «привычки» с самого нежного возраста. Привычки, приобретенные в раннем детстве, никогда не являются принуждением — они очень быстро принимают форму естественного поведения. «Только в силу привычки поведение становится непринужденным», поскольку привычка придает приличиям естественный характер (« естественная учтивость»).

В патриархальном мире внешний вид и манера держать себя неотделимы от человека — они говорят о его характере. В патриар� �альном мире люди сразу квалифицируются согласно их отношению друг к другу. Более значимыми являются «предки, родственники по восходящей линии, дедушка и бабушка, теща и тесть, свекровь и свекор, дяди и тети, родители». А менее значимыми являются дети или незамужние девушки.

Отец воплощает в себе принцип сплоченности семьи, который отсылает к общему происхождению, общему началу. Отец, так же как и глава, начальник или в былые времена король, возвышает другие существа, делает их более значимыми в силу личной зависимости, в которой � �н их держит. Он дает им таким обр�! �зом �! �озможность достичь величия, соответствующего их положению. Поскольку существа в патриархальном мире всегда обозначаются через отношения подчинения и поскольку все отношения подчинения эквивалентны отношениям детей и отца то великие люди, взрослые люди и важные персоны подобны друг другу.

Главное назначение объектов в патриархальном мире — поддерживать и подчеркивать иерархические отношения между людьми. Так, «маленькие подарки поддерживают дружеские отношения» и личные связи, поскольку они требуют ответа: «Нужно благод� �рить за любую посылку: за цветы, подарки, конфеты, книги и так далее». Нельзя забывать «святой принцип: на каждое письмо нужно отвечать». «Новогодние открытки с поздравлениями» укрепляют «семейные отношения и прививают детям вежливые, учтивые манеры, говорящие об их благовоспитанности». Не следует забывать и о значении поздравлений, соболезнований, пожеланий, рекомендаций. Рекомендация — это возможность обменяться знаками доверия между людьми.

Напротив, «нарушая правила приличия, вы сами закрываете себе двери». «И даже самая маленькая оплошность может имет�! � пос�! �едствия для вашего положения» на работе.

Диспозитивы вещей позволяют распознавать людей, они указывают на их идентичность, представляют ее: «Лучше приходить несколько раньше условленного времени и докладывать о себе». «Визитная карточка» («визитка белого классического формата»); фирменный бланк, «в шапке которого указывается название организации»; подпись, подчеркивающая личный, а не анонимный характер обращения («анонимный характер неразборчивых подписей производит весьма неприятное впечатление», анонимность — «свойств о ничтожных существ в патриархальном мире,
не имеющих связей»).

В патриархальном мире великие люди имеют обязанности («даже в большей степени, чем права») по отношению к своему окружению и, в частности, по отношению к тем, кого они представляют в своем лице и за которых они, соответственно, несут ответственность. Обязанности проявляются в «приветливости и любезности, услужливости», «которые облегчают отношения между людьми»; в уважении к другим людям, которое делает общение более приятным»; в щедрости сильного и его готовности помочь слабым, не злоупотребляя ! их по! ложением. Исполнение обязанностей украшает «совместную жизнь», «делает ее приятной», что позволяет сохранять гармонию в личных отношениях.

Начальники — гордость подчиненных. В свою очередь, простые люди, в силу отношения личной зависимости, способствуют величию тех, кому они подчинены. Самые простые люди испытывают гордость за людей великих, которым они обязаны своим существованием. Подчиненные уважительно относятся к начальству. Начальство, в свою очередь, относится к подчиненным внимательно: «Подчиненный всегда ищет внима ния и доверия начальства. Он готов на все, чтобы оправдать доверие своего начальника. Атмосфера доверия делает отношения более приятными». Респектабельность человека зависит от его положения в иерархии и от правил субординации. Так, например, нельзя действовать в обход своего подчиненного, давая указания служащим, находящимся у него в подчинении». Тот, кто действительно является уважаемым человеком, знает, как сделать так, чтобы тебя уважали.

Оскорбленные родители сами виноваты в своем положении: они плохо воспитали своих дете й, поскольку не смогли заставить ! себя ! уважать. Действительно, люди, занимающие более низкое положение, могут принижать значение людей, занимающих более высокое положение, вовлекая их в свои дела. Они могут запятнать их честь, что на­ носит урон величию не только в патриархальном мире, но и в мире репутации: «Что можно сказать о супруге, которая по своей вине компрометирует честь или репутацию мужа?» Они могут растратить наследство (что наносит урон и величию в рыночном мире): таков, например, неблагодарный «сын... что с легкостью растрачивает плоды упорного труда отца»

Достичь превосходства можно благодаря хорошему воспитанию. В патриархальном мире, где люди должны чтить традиции и поддерживать их
непрерывность и преемственность, отношения между людьми определяются в первую очередь воспитанием. Родители должны постоянно, упорно и основательно учить детей соблюдать приличия, жить в обществе, вести себя обходительно, так чтобы дети, в свою очередь, стали воспитанными людьми. «Воспитанность означает умение вести себя корректно в любых ситуациях. Быть воспитанным - это вести себя легко и непринуж� �енно, не шокируя, не раздражая и �! �е вы�! �ывая смущение других людей.

В патриархальном мире ребенок не обладает какими-то особыми характеристиками. Это всего лишь маленький взрослый. Поскольку иерархия в патриархальном мире всегда отсылает к отцу или к человеку, имеющему равное ему значение, то ребенок не выделяется на фоне других простых существ дома (незамужних, прислуги, собак и кошек и так далее). В общем, он не отличается по своим качествам и от любых других подчиненных. Состояние подчинения всегда придает человеку черты ребенка.

Профессиональная жизнь тесн о связана с семейной жизнью: «Между профессиональной и семейной жизнью существует столь сильная зависимость, что проблемы, возникающие на работе, сказываются на семейной жизни и наоборот». Предприятие можно сравнить с домом («торговый дом»). Подобно тому, как у семейного очага есть своя «душа», у предприятия есть свой «дух»: «Нельзя забывать, что дух предприятия или того или иного отдела зависит практически от руководителя. Соответственно, только от него зависит, приятно будет или нет работать под его началом». Утрата семейного духа в� �ледствие внедрения форм организ! ации,! характерных для гражданского мира («объединений», «ассоциаций»), рассматривается в патриархальном мире как признак самого упадка («нам предлагают объединить чужих друг другу людей в одной семье»): «Если вы не можете удержаться от критики вашего предприятия, то вспомните китайскую пословицу — Если ты не будешь воспевать хвалу своему дому, то он упадет тебе на голову».

Положение наиболее ничтожных существ неустойчиво и ненадежно. В простом положении существа не могут удержаться на своем месте. По своему характеру они склонны п� �ивлекать к себе внимание, действовать напоказ, для вида. Они громко говорят, то есть громче, чем это позволительно для их положения величия. Они выставляются, выпячиваются, ведут себя бесцеремонно, не­ воспитанно, фамильярно, по-хамски. Они впадают в крайности: «Девушкам и женщинам следует избегать слишком яркого макияжа, вычурных украшений, ярких крикливых цветов в одежде». Поскольку простые существа живут не согласно своему положению, то они не могут удержаться на месте. У них нет привязанностей и связей. Малейшее происшествие может пошатнуть их положение и повергн! уть и! х в растерянность. Им свойственна «пренеприятная привычка» противоречить и отвечать. В итоге они теряют расположение великих людей и вызывают у них отвращение. Незнание своего места делает их завистливыми и приводит к злословию: «Никто не захочет принимать на работу недумающего болтуна или сплетника».

продолжение следует

Foul