Людей можно делить по любым критериям.
Например, всего по двум: мужчины и женщины, взрослые и дети, умные и глупые, интроверты или экстраверты, лиса или еж. Можно по трем (ахматовским): кофе-кошка-Мандельштам или чай-собака-Пастернак. Можно по четырем: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Можно по двенадцати: знаки зодиака. И так далее. Чем подробнее классификация и чем точнее она описывает индивида, тем неудобнее ею пользоваться – представьте описание человека по нескольким сотням параметрам.
Инт ересно описание человека в книге «Критика и обоснование справедливости» (Люк Болтански, Лоран Тевено). В ней описаны шесть миров. Шесть систем ценностей, поняв которые, вам будет проще разобраться с внутренним миром человека и с аргументами, к которым он будет восприимчив.
1. Мир вдохновения
В мире вдохновения состояние и положение людей переменчивы и зависят от их восприимчивости, то есть способности в любой момент всецело отдаться вдохновению. Этот мир неустойчив и слабо оснащен предметами и средствами. Такие инструменты, как, например, меры измерения, пр! авила, деньги, иерархии, законы, при помощи которых в других мирах поддерживается эквивалентность людей или вещей, здесь не принимаются во внимание и не ценятся. Величие в мире вдохновения неподвластно мнению других. Вдохновенная личность равнодушна к презрению.
В мире вдохновения люди являются более или менее великими (то есть занимают более или менее высокое положение в порядке величия) в зависимости от того, довелось ли им или нет испытать наивысший подъем чувств, порыв вдохновения и познать состояние высшего совершенств� � и счастья.
Положение, или состояние, великого можно распознать по признакам самого вдохновения, например таким, как озарение. Озарение — щедрый дар, который дается свыше, извне, и вместе с тем оно переживается человеком как внутренний опыт, как движения души.
Говоря о своих качествах, вдохновенная личность не смущается прибегать к терминам, которые для других людей и в другом контексте имели бы чисто отрицательное значение и рассматривались бы как недостатки, например иррациональное поведение. В мире вдохновения люди и вещи не поддаются измерению, раз! уму, �! �пределению, их нельзя познать при помощи прописных истин техники. Экстравагантность им дороже здравого смысла.
Страсть, движущая людьми, дает им желание творить, которое пробуждается вместе с вдохновением, но она также вызывает и волнение, беспокойство, сомнение. Страсть порождает как любовь к заветному предмету, так и страдания, муки. Великие люди мира вдохновения часто презираются в обществе. Они жалки, бедны, беспомощны, никчемны. Но это жалкое, ничтожное состояние как раз и дает им возможность познать истинную гармо нию мира.
В мире вдохновения, где ценится своеобразное и уникальное и где наиболее общим значением обладает то, что считается наиболее оригинальным, великие люди являются одновременно уникальными и универсальными, всеобщими. В своем личном имени собственном они воплощают человечество: Бодлер, Кокто, Эйнштейн, Галилей, Моцарт, Шекспир и так далее.
Состояние величия является результатом стечения обстоятельств, «единичных случайностей»: «Ни один художник, ни один музыкант, ни один писатель, ни один ученый не может рассчит� �вать на то, что у него всегда все ! буде�! � получаться... Он прекрасно знает, что ему придется терпеть неудачи, топтаться на одном месте, начинать каждый раз заново, снова и снова, прежде чем ему удастся добиться желаемого результата»
В силу своей оригинальности и особенности, в силу своей личной гениальности эти люди служат другим людям и общему благу. Они не могут идти за стадом — они должны сбросить иго, искать индивидуального освобождения, но не с эгоистической целью, а с тем, чтобы способствовать реализации человеческого достоинства через восстановление подлинных, и скренних отношений между людьми. В мире вдохновения естественные отношения — это отношения творчества, созидания, творения. Каждый человек творит и одновременно отдается во власть творчества других людей.
Нужно быть открытым, готовым к принятию и восприятию вдохновения. Вдохновенная личность расположена к поиску, исканиям. Она ищет эмоциональных отношений — единственных отношений, способных создавать атмосферу теплоты, неординарности, творчества в отношениях между людьми. Такая личность склонна мечтать, «давать волю вооб� �ажению» (то есть «придумывать то! , что ! не существует»), творить (в искусстве, кинематографе, литературе, живописи, театре). Она ищет новых встреч, «задается вопросами». Она любит играть словами, острословить, увлекать за собой «в другой мир — мир возвышенного, потустороннего», перевоплощаться.
Приключение в мире вдохновения — это внутреннее приключение. А настоящее путешествие — это духовное странствие, движение мысли, искания. Этот способ передвижения отличается, таким образом, от форм движения, характерных для других миров и, в частности, для научно-технического ми ра, где движение определяется заданной траекторией, являющейся предсказуемой и, следовательно, «скучной». Путь к вдохновению — «это не начертанный, проторенный путь, а путь извилистый, полный неопределенности, встреч и неожиданных развилок». Это таинственный путь, путь фантазии, изобретения, позволяющий странствовать «вне установленных границ», отдаваясь духу приключений и следуя зову «манящих далей». Пойти по этому пути означает «найти свой собственный путь».
Уход из мира грез приводит к падению. «Простые» люди квалифициру� �тся в терминах мира репутации. О�! �и ищ�! �т уважения со стороны других людей и придают «значение» «социальному положению» и «внешним признакам успеха». «Простые» люди и вещи характеризуются при помощи таких качеств и свойств, как заданность, предопределенность, воспроизводство одного и того же (в отличие от создания оригинального), оцепенение, фиксация, стабильность, которые сдерживают порыв вдохновения и подъем чувств. «Простые» люди и вещи застывают в однообразном повторении рутины (научно-технический мир), они находятся во власти привычек (патриархальный мир). Как пленн ики, они не могут бежать, вырваться и ограничиваются воспроизводством уже известного.
продолжение следует