К истории про третью волну и поролоновый гребень

На следующий день после убийства Мартина Лютера Кинга, школьный учитель Джейн Элиот в маленьком городке в штате Айове провела смелый эксперимент в своем классе. Она хотела показать своим ученикам, что такое предрассудки и дискриминация. Она разделила всех детей на две группы – с голубыми и карими глазами и объяснила, что дети с голубыми глазами обладают гораздо более высоким социальн� �м статусом и что они значительно превосходят своих сверстников по интеллекту.

Оказавшись в привилегированном положении, голубоглазые дети тут же начинали доминировать над одноклассниками с карими глазами, и даже оскорбляли их, словесно и физически. Кроме того, вновь приобретенный высокий статус приводил к улучшению их интеллектуальных способностей. Получив высокий статус, голубоглазые дети начинали лучше успевать по математике и правописанию (эти данные оказались статистически значимыми, как свидетельствуют первоначальн� �е данные Элиот). Столь же впечатл! яющим было снижение успеваемости кареглазых детей, получивших низкий статус.

Но самое интересное произошло потом


Миссис Элиот сказала своим третьеклассникам, что она ошиблась. И попросила у них прощения за свою ошибку. На самом деле, сказала она, верно прямо противоположное: карие глаза лучше голубых! Новые результаты тестов продемонстрировали снижение успеваемости голубоглазых и повышение успеваемости кареглазых учеников.

Кареглазые дети, которые уже испытали на себе, что такое дискриминация, получили возмо жность проявить сострадание — теперь, когда их статус оказался более высоким. Они ведь на себе узнали, что такое низкий социальный статус. Но сострадания не было. Кареглазые дети отплатили той же монетой. Они командовали и обижали своих бывших голубоглазых обидчиков.

via

Foul